english version карта сайта полезные ссылки вопросы и ответы
На главную
Инвестиционный потенциал
Экономико-географическое положение
Природные ресурсы
Транспортная инфраструктура
Экономический потенциал
Научно-технический потенциал
Связь и коммуникации
Малый бизнес и поддержка предпринимательства
Туризм
Инвестиционное законодательство
> Главная > Пресс-релизы
 
Изменения корпоративного законодательства
Изменение порядка представления отчетности открытыми акионерными обществами в 2011 году

Главное управление Министерства финансов Республики Беларусь по Гомельской области  информирует об изменениях корпоративного законодательства

Комментарий к Закону Республики Беларусь от 15.07.2010 № 168-З «О внесении изменений и дополнений в Закон Республики Беларусь «О хозяйственных обществах».

15 июля 2010 г. принят Закон РБ № 168-З «О внесении изменений и дополнений в Закон Республики Беларусь «О хозяйственных обществах» (далее - Закон № 168-З). Данные изменения затрагивают все хозяйственные общества: акционерные общества, общества с ограниченной и дополнительной ответственностью.

Закон № 168-З вступает в силу через 6 месяцев после его официального опубликования (опубликован 2 августа 2010 г.). Все заинтересованные лица имеют время не только ознакомиться с новым нормативным актом, но и учесть его требования при планировании будущей деятельности. Закон № 168-З не требует приведения устава в соответствие с новыми требованиями, но устанавливает правило, что при первом после вступления в силу Закона № 168-З внесении изменений и (или) дополнений в свои уставы хозяйственные общества обязаны привести их в соответствие с новыми правилами. До этого момента уставы хозяйственных обществ действуют в части, не противоречащей Закону № 168-З.

Исходя из того что вслед за вступившими в силу изменениями в Гражданский кодекс РБ (далее - ГК) Законом № 168-З, упраздняющим учредительный договор для обществ с ограниченной и дополнительной ответственностью, продублирована норма о том, что учредительные договоры, заключенные при создании указанных обществ до принятия Закона №168-З, продолжают действовать в части, не противоречащей Закону № 168-З и уставу, после вступления в силу Закона № 168-З до прекращения деятельности соответствующего хозяйственного общества либо до принятия учредителями (участниками) хозяйственного общества решения о прекращении действия заключенных ими учредительных договоров.

Все новеллы Закона № 168-З можно условно разделить на 3 группы:

- новые нормы, направленные на приведение действующего Закона РБ от 09.12.1992 №2020-XII «О хозяйственных обществах» (далее - Закон № 2020-XII) в соответствие с действующим законодательством;
- нормы, расширяющие, уточняющие или изменяющие существующие положения Закона № 2020-XII;
- нормы, содержащие принципиально новые правила.

В связи с тем что единственным учредительным документом всех обществ является устав, по тексту Закона № 2020-XII слова «учредительные документы» были заменены на слово «устав». В части шестой ст.14 Закона № 2020-XII указано, что в случае несоответствия положений учредительного договора и положений устава хозяйственного общества преимущественную силу для третьих лиц и участников этого общества имеют положения устава хозяйственного общества. Если принимать во внимание, что в соответствии со ст.109 Закона № 2020-XII для изменения устава необходимо не менее 2/3 голосов от общего количества участников общества, а для изменения учредительного договора - единогласие всех участников, то подход законодателя представляется лишенным последовательности и логики. На практике уже появились общества, общие собрания которых внесли изменения в устав, но не смогли проголосовать единогласно для внесения изменений в учредительный договор. С учетом приоритета устава второй учредительный документ начал обретать статус исключительно формального. Упразднение учредительного договора позволит полностью устранить описанные ситуации с противоречиями в учредительных документах.

Закон № 168-З вслед за ГК внес коррективы, направленные на регулирование деятельности обществ, применяющих упрощенную систему налогообложения и не имеющих бухгалтерского баланса. Для таких обществ на годовых общих собраниях участников будут утверждаться не балансы и отчеты о прибылях и убытках, а книги учета доходов и расходов. Указанная информация вместо баланса для обычных обществ будет доступна участникам для ознакомления. Данные книги учета доходов и расходов должны будут служить для определения стоимости активов, для установления критериев крупной сделки, для определения стоимости имущества, приходящегося на долю выходящего (исключаемого) участника.

В Законе № 168-З не только появилась норма о том, что особенности хозяйственных обществ, 100 % долей в уставных фондах (акций) которых находится в государственной собственности, подлежат специальному регулированию в других законодательных актах, но и было специально изменено само понятие хозяйственного общества путем исключения из старого определения положения о том, что общество может быть создано 2 и более лицами. Иными словами, согласно новому законодательству в обществе может быть и один участник, но это норма пока распространяется только на так называемые акционированные унитарные предприятия, в которых все акции принадлежат государству.

В целях приведения Закона № 2020-XII в соответствие с ГК поменялось также и понятие «местонахождение общества». Исключено правило о том, что в случае понижения стоимости чистых активов ниже минимального размера уставного фонда общество подлежит ликвидации. В то же время понижение стоимости чистых активов ниже минимального размера уставного фонда до сих пор остается основанием для принудительной ликвидации акционерных обществ и иных юридических лиц, для которых предусмотрен минимальный размер уставного фонда в силу абзаца 6 подп.3.2 п.3 Положения о ликвидации (прекращении деятельности) субъектов хозяйствования, утвержденного Декретом Президента Республики Беларусь от 16.01.2009 № 1.

С целью сокращения количества злоупотреблений в части включения в состав общества лиц без их согласия Закон № 168-З дополняет ст.12 Закона № 2020-XII новым правилом о том, что учредительное собрание хозяйственного общества проводится в очной форме, предусматривающей совместное присутствие учредителей хозяйственного общества при обсуждении вопросов повестки дня учредительного собрания и принятии решений по ним.

Среди полезных для практики новшеств Закона № 168-З можно выделить положение о том, что в случае проведения независимой оценки стоимости вносимого в уставный фонд хозяйственного общества неденежного вклада экспертиза достоверности этой оценки не проводится (часть четвертая ст.29 Закона № 2020-XII). Таким образом, сейчас можно провести как внутреннюю оценку вклада учредителями (участниками) и ее экспертизу, так и сделать сразу независимую оценку без экспертизы.

Закон № 168-З перенес из исключительной к обычной компетенции общего собрания участников решение вопроса о предоставлении безвозмездной (спонсорской) помощи в соответствии с законодательными актами, что позволит более гибко решать данные вопросы.

Закон № 168-З уточнил правовое регулирование ответственности членов органов хозяйственного общества перед хозяйственным обществом за убытки, причиненные этому обществу их виновными действиями (бездействием). Так, появилась норма о том, что иск может быть подан обществом, членами совета директоров (наблюдательного совета), уполномоченными его решением, принятым большинством не менее 2/3 голосов всех членов совета директоров (наблюдательного совета), а также участниками хозяйственного общества, уполномоченными решением общего собрания, принятым большинством не менее 3/4 от числа голосов лиц, принявших участие в этом собрании.

Интерес представляют новые нормы об извещении участников о проведении общего собрания. Так, извещение о проведении общего собрания участников хозяйственного общества должно быть направлено лицам, имеющим право на участие в общем собрании, заказным письмом, если уставом хозяйственного общества не предусмотрен иной способ направления этого извещения в письменной форме, или вручено каждому из указанных лиц под роспись либо, если это предусмотрено уставом общества, опубликовано в доступном для всех участников общества печатном средстве массовой информации, определенном уставом общества, и (или) размещено на сайте хозяйственного общества в сети Интернет. В то же время извещение о проведении общего собрания участников хозяйственного общества с числом участников не более 100 должно быть направлено лицам, имеющим право на участие в общем собрании, заказным письмом с уведомлением о его вручении, если уставом хозяйственного общества не предусмотрен иной способ направления извещения. Дополнительно урегулирован минимальный объем сведений, который подлежит указанию в извещении о проведении общего собрания участников.

Получила свое разрешение в законодательстве практическая проблема получения согласия на занятие должностей в органах управления и контроля общества. Закон № 168-З устанавливает, что включение в повестку дня предложения о выдвижении кандидатов в избираемые (образуемые) органы хозяйственного общества осуществляется с их согласия, полученного в порядке, установленном локальным нормативным правовым актом хозяйственного общества, утвержденным общим собранием его участников. Кроме того, устранена ситуация, когда фактически члены совета директоров не могли или уже не хотели осуществлять свои полномочия, но формально не было принято решение об изменении состава совета директоров, что затрудняло работу данного органа. После вступления в силу Закона № 168-З полномочия члена совета директоров (наблюдательного совета) хозяйственного общества будут прекращать досрочно без принятия решения общего собрания участников хозяйственного общества в связи с выбытием члена совета директоров (наблюдательного совета) из состава этого совета в случае подачи им заявления о своем выходе, смерти члена совета директоров (наблюдательного совета), объявления его умершим, признания недееспособным или безвестно отсутствующим.

В случае такого выбытия члена (членов) совета директоров (наблюдательного совета) хозяйственного общества из его состава этот орган продолжает осуществлять свои полномочия до избрания нового состава совета директоров (наблюдательного совета). Исключения составляют случаи, когда количественный состав совета директоров (наблюдательного совета) становится меньше предусмотренного законодательством минимума (часть третья ст.51, часть третья ст.84 Закона № 2020-XII), а также случаев, когда требуется единогласное принятие решения всеми членами совета директоров (наблюдательного совета).

Антирейдерскую составляющую имеют новые правила о подписании протоколов общих собраний участников. Так, протокол подписывается (с визированием каждой страницы, включая решения, прилагаемые к протоколу) председателем общего собрания участников хозяйственного общества, секретарем (при его наличии), а также не менее чем 2 членами счетной комиссии (при ее наличии) или, если это предусмотрено уставом, лицами, принявшими участие в этом собрании. Протокол помимо указанных лиц по решению общего собрания участников хозяйственного общества может подписываться и иными лицами. К протоколу прилагается список лиц, зарегистрировавшихся для участия в общем собрании участников хозяйственного общества, и (или) лиц, заполненные бюллетени которых получены в порядке, установленном уставом. Список лиц, зарегистрировавшихся для участия в общем собрании участников хозяйственного общества, должен содержать подписи этих лиц.

Введен в корпоративный оборот термина «закрытая информация на рынке ценных бумаг», к которой согласно ст.64 Закона № 2020-XII в новой редакции относится информация о результатах финансово-хозяйственной деятельности хозяйственного общества, являющегося эмитентом ценных бумаг, до ее опубликования в средствах массовой информации либо доведения иным способом до сведения неограниченного круга лиц. Сделки, совершенные с незаконным использованием такой информации, отнесены законодателем к ничтожным.

Закон № 168-З урегулировал уже давно имевшую место проблему с определением цены обязательного выкупа акций акционерным обществом. Такая цена утверждается тем же общим собранием акционеров, которое принимает решение, способное повлечь за собой возникновение у акционеров права требовать выкупа акций этого общества, но не менее номинальной стоимости акций, а в случае проведения независимой оценки стоимости акций - не менее стоимости акций, указанной в заключении об оценке. При этом независимая оценка стоимости акций должна быть проведена по требованию акционеров, являющихся в совокупности владельцами 2 % и более голосующих акций акционерного общества, за счет средств общества либо может быть проведена по инициативе самого общества или любого акционера (акционеров) за счет собственных средств.

В отношении обществ с ограниченной и дополнительной ответственностью необходимо отметить 2 важных нововведения. Прежде всего, появилась возможность для выходящего участника с согласия общества отозвать заявление о выходе. В этом случае участие в обществе с ограниченной ответственностью участника, подавшего заявление о выходе из общества, возобновляется с даты принятия общим собранием участников этого общества решения о согласии на отзыв заявления о выходе участника из общества, которое принимается большинством голосов от общего количества голосов участников общества без учета голосов, принадлежащих участнику, подавшему заявление о выходе.

Вторая новелла касается случаев уклонения участника общества от принятия решения о внесении изменений и (или) дополнений в устав в связи с необходимостью его приведения в соответствие с законодательством, когда голосов остальных участников недостаточно для принятия такого решения. Считается, что участник (участники) общества с ограниченной ответственностью уклоняется от принятия общим собранием участников решения о внесении изменений и (или) дополнений в устав общества в связи с необходимостью его приведения в соответствие с законодательством, если этот участник (участники), извещенный надлежащим образом более 2 раз о созыве и проведении общего собрания участников, повестка дня которого включает указанный вопрос, не принимает в нем участия без уважительной причины, либо неоднократно (2 и более раза) голосует против принятия такого решения, либо воздерживается от его принятия. В соответствии с новой редакцией ст.109 Закона № 2020-XII иные участники общества вправе принять решение о внесении изменений и (или) дополнений в устав общества только в части его приведения в соответствие с законодательством единогласно без учета голосов участника (участников), уклоняющегося от принятия указанного решения.

Законом № 168-З изменен перечень категорий лиц, которые относятся к аффилированным лицам. В первую очередь из него исключены участники хозяйственного общества, по отношению к которым общество является дочерним или зависимым или они сами выступают в упомянутом статусе по отношению к хозяйственному обществу (для юридических лиц), а также те участники хозяйственного общества - физические лица, которые единолично или совместно со своими супругом (супругой), родителями, детьми и их супругами, усыновителями, усыновленными (удочеренными) и их супругами, лицами, находящимися под опекой (попечительством), дедом, бабкой, внуками и их супругами, родными братьями и сестрами и родителями супруга (супруги) владеет или имеет право распоряжаться долей в уставном фонде (акциями) хозяйственного общества в размере менее 20 %.

Одновременно к аффилированным лицам были причислены опекуны и попечители, супруги некоторых лиц, которые в предыдущей редакции ст.56 Закона № 2020-XII уже были отнесены к аффилированым, а также установлен критерий, согласно которому для того, чтобы лицо было причислено к категории аффилированных, ему достаточно владеть долей в уставном фонде (акциями) хозяйственного общества, но не обязательно распоряжаться ей.

В качестве новых категорий аффилированных лиц, прямо поименованных в новой редакции в ст.56 Закона № 2020-XII, выступили:

юридические и физические лица, в управление которым переданы принадлежащие Республике Беларусь либо ее административно-территориальным единицам акции открытых акционерных обществ, созданных в процессе разгосударствления и приватизации объектов, находящихся в республиканской или коммунальной собственности;
представители государства в органах управления хозяйственных обществ, доли в уставных фондах (акции) которых принадлежат Республике Беларусь либо ее административно-территориальным единицам.

В то же время Законом № 168-З прямо предусмотрено, что не признаются аффилированными лицами хозяйственного общества Республика Беларусь и ее административно-территориальные единицы, республиканские органы государственного управления, иные государственные организации, подчиненные Правительству Республики Беларусь местные исполнительные и распорядительные органы. В соответствии с упомянутыми изменениями расширен и объем информации, которую аффилированные лица должны доводить до сведения общего собрания его участников и (или) совета директоров (наблюдательного совета) в порядке, установленном хозяйственным обществом. При этом дополнительно упомянута необходимость раскрытия информации о юридических лицах, собственниками имущества которых некоторые аффилированные лица являются.

Что касается вопросов правового регулирования деятельности акционерных обществ, то к уставу закрытого акционерного общества более не требуется прилагать списка его участников, закреплено не только право производить выплату дивидендов по результатам I квартала, полугодия, 9 месяцев и по результатам года, но и обязанность акционерного общества выплачивать дивиденды в случаях и порядке, установленных законодательными актами.

Введены категории консолидации и дробления акций, т.е. случаи изменения количества акций без изменения размера уставного фонда, которое осуществляется путем обмена 2 или более акций общества на одну новую акцию измененной номинальной стоимости той же категории (типа) (консолидация акций) либо обмена одной акции общества на 2 или более акций измененной номинальной стоимости той же категории (типа) (дробление акций). Такие изменения в обязательном порядке должны найти свое отражение в уставе акционерного общества. При этом по-прежнему не допускаются в ходе проведения упомянутой процедуры изменение количества акционеров и соотношения их долей и образование частей акций (дробных акций). Также упорядочен оборот акций, в частности, установлена необходимость указания цели приобретения акций акционерного общества самим этим обществом, исчерпывающий перечень которых приведен в ст.77 Закона № 2020-XII в новой редакции, расширена исключительная компетенция общего собрания участников акционерного общества в отношении выпуска и приобретения акций этого общества, выплаты дивидендов по результатам I квартала, полугодия, 9 месяцев и по результатам года после окончания соответствующего периода.

15.11.2010
Подготовлено по материалам аналитической правовой системы «Бизнес-Инфо»

контактный e-mail: ginvest@yandex.ru
Разработка и техническое обеспечение: БЕЛТА, 2006
Rambler's Top100